Не знаю, куда это. Наверное, все же сюда - книжка, как никак. И фильм.
"Африканская Королева" 1951 года, снятая по книжке С.С.Форстера, до сих пор числится в англоязычном мире одним из лучших фильмов всех времен и народов. Лучшим, не лучшим, а фильм действительно очень хороший. Повествует он о том, как во время Первой Мировой плыли по озеру Танганьика и прилегающим речкам старый речной крыс (в исполнении Хэмфри Богарта) и леди миссионерша (в исполнении Кэтрин Хэпберн) - ссорились, скандалили, до смерти влюбились, едва не были повешены за шпионаж, поженились под петлей и нечувствительно потопили страшный немецкий военный корабль "Луиза" в исполнении... и вот тут и начинается история.
В 1910 году немецкая железнодорожная компания решила запустить паром по озеру Танганьика. Посмотрели они на аналогичный английский, гуляющий по озеру Виктория, и в 1913 заказали в Папенбурге у Майеров кораблик. 800 тонн водоизмещения. В 14 году кораблик был готов. Назвали его в честь графа фон Гётцена, бывшего губернатора немецкой Восточной Африки. Привезли в Дар Эс Салам, там разобрали - и по железной дороге доставили в Кигому, на озеро. Обратите внимание на даты. К тому времени война - в том числе и в Африке - шла всерьез и давно. Так что в Кигоме графа собирали с добавками - надстроечной броней и тремя пушками.
И выпустили на озеро. Противника, то есть бельгийского флота, там было всего ничего, да и то, что было, давно перевелось.
Тут следует драматическая музыка и заставка с надписью "А в это время..."
Так вот, до и без "Графа фон Гётцена" у немцев на озере был перевес. Союзникам просто нечего было противопоставить 100-тонной "Хедвиге фон Виссман" и 45-тонному "Кингани". И английское командование решило, что это, граждане, не дело. Если нету у Британии на Танганьике флота, значит, нужно завести. А как? Да так. Завезти.
И из Тилбьюри отбыли морем в Кейптаун два 40-футовых катера (по 4.5 тонн водоизмещения и трехфунтовой пушке на брата). Командующий подразделением хотел назвать катера "Кошка" и "Собака", но адмиралтейство заявило протест. Так что плавсредства окрестили "Мими" и "Туту". Что по французски значило "Мяу-мяу" и "Гав-гав". Поскольку адмиралтейство иностранных языков не понимало, данное неблагоутробие сошло командиру с рук.
О командире нужно сказать отдельно - лейтенант-коммодор Джеффри Спайсер-Симпсон был самым старым лейтенантом-коммодором на флоте по причине а) пьянства б) стремления слиться с любыми встреченными туземцами в гармонии в) бесконтрольного воображения г) пристрастия к розыгрышам (в адрес старших по званию). При этом, дело свое он, кажется, знал довольно неплохо. Как он угодил на эту должность, не очень понятно. Видимо, адмиралтейство в неизреченной мудрости своей решило, что, в виду крайней бредовости самой затеи, личные качества Спайсер-Симпсона могут сработать только на пользу операции. И как в воду глядело.
Катера добрались до Кейптауна, потом по железной дороге до Фунгуруме... А дальше рельсы кончились. Дальше - до самого озера только буш, буш и буш, а еще, между прочим, небольшой горный хребет. 6 тысяч футов. Бельгийцы сказали "Ребята, никак. Пехота не пройдет." "Мы не пехота, мы флот."- резонно возразил Спайсер-Симпсон. И караван пошел. На грузовиках. На специальных тележках. Вручную. Рычагами-веревками. С доворотами вроде шотландского парада (с килтами и волынками) для местных туземцев в одном случае и Спайсер-Симпсоном, изображающим воскресшего Стэнли (а тот по себе в этих краях большую память оставил), в другом. И... вся команда цела и машина дошла. На Рождество "Мими" и "Туту" были спущены на воду на озере Танганьика. Немцы, естественно, о том ни сном, ни духом.
А на следующий день, 26 декабря 15 года, мимо их стоянки гордо проходит немецкий "Кингани". Ну кто ж это выдержит. Секретность пошла кормить рыб, а "Мими" с "Туту" - ловить 45-тонную добычу. И часа через два догнали. На "Кингани" стояла 12-фунтовая пушка. Но она была закреплена на носу и стрелять назад не могла. Так что "Мяу" и "Гав" держались сзади, палили изо всего, что было - и не то вторым, не то третьим залпом накрыли мостик и убили капитана. "Кингани" спустил флаг, был увлечен, отремонтирован и превращен в КЕВ "Фифи" - не нарушать же традицию...
Кажется в феврале 16 года "Мими" с "Фифи" догнали "Хедвигу фон Виссман" и потопили ее - к жестокому разочарованию англичан, которым а) хотелось еще кораблик и б) ходил слух, что у капитана "Хедвиги" был запас вустерского соуса, а у Спайсер-Симпсона он кончился.
И тут выяснилось, что есть еще "Граф фон Гётцен" - англичане проворонили его появление, как немцы проворонили отряд Спайсер-Симпсона. Вот с этой 800-тонной штукой встречаться очень не хотелось. А куда деваться? Работа есть работа. И тут Спайсер-Симпсону повезло дважды. Во-первых, незадолго до того бельгийцы перебросили на озеро гидропланы. И один из них - ко всеобщему удивлению - успешно отбомбился по "Гётцену". Попал то есть. А во-вторых, немцы не очень себе представляли состав английского флота. В общем, "Гётцен" принялся от англичан бегать. А тут бельгийцы и англичане начали наступление, стали выдвигаться на побережье - и немцы приняли решение "Гётцена" затопить. Сняли двигатели, выбрали место помутнее в русле реки Малагараси - и утопили, чтоб не достался.
Бельгийцы, его, впрочем быстро нашли и подняли, но он у них почти тут же опять утонул.
Спайсер-Симпсон устроил парад победы, после чего был отослан домой с диагнозом "острое безумие" - сам он грешил на малярию, а адмиралтейство с диагнозом не согласилось, заявив, что он всегда таким и был.
А в 24 году уже английская железнодорожная компания решила, что нужно пустить паром по озеру Танганьика. Покойного "Гётцена" выудили, поставили обратно найденные паровые машины, переименовали в "Льембу" и отправили по маршруту. А дальше была вторая мировая, крушение колониальных империй - и много чего другого. Немецкие паровые машины честно работали до 1979 года, потом их заменили на дизельные. На этих дизельных кораблик и ходит. До сих пор. От Мпулунгу (Конго) до Кигомы (Танзания) - со всеми остановками.
Так вот, в 1951 году, в фильме "Африканская Королева" в роли страслого немецкого военного корабля снимался бывший страслый немецкий военный корабль, а ныне мирный паром "Льемба". Играл сам себя.